ФАКУЛЬТЕТ МИСТЕЦТВ Касьян Т. К. РОЛЬ ХУДОЖНИЦЫ Е. ЭВЕНБАХ В СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА «ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСИ»

Касьян Т. К. РОЛЬ ХУДОЖНИЦЫ Е. ЭВЕНБАХ В СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА «ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСИ»

Касьян Т. К.,
завідувач кафедри ОДПМ,
заслужений художник України, доцент.
Черкаський національний університет
імені Богдана Хмельницького

РОЛЬ ХУДОЖНИЦЫ Е. ЭВЕНБАХ В СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА «ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСИ»

Гуманитарное развитие общества, основанное на демократизации социальных институтов, развитии духовности, общей культуры, национальных художественных традиций невозможно без изучения, сохранения и приумножения культурного наследия, базирующегося на сложном многокомпонентном культурном наследии.

На стыке XIX – XX веков главным достижением развития украинской культуры можно считать утверждение этнокультурной достаточности. Именно в этот период народное искусство приобретает новое содержание, создаются произведения декоративно-прикладного искусства во всех его видах, которые составляют сокровищницу мировой художественной культуры. Важно отметить, что декоративно-прикладное искусство Украины одухотворено миром красоты и фантазии, в нем органично осмыслена окружающая природа через поэтизацию вдохновенных образов, черпающие знания из древней мифологии, отображающие архетипы и представлений наших предков. Это искусство самобытно и является продуктом творческого гения народа [1, с. 116-117].

Следует отметить, что достойные и известные деятели делового и художественного мира через меценатство и коллекционирование произведений искусства и древностей, способствовали популяризации достижений и дальнейшему развитию образования, культуры, искусства и духовности.

На деятельности одного из таких подвижников хотелось бы остановиться подробнее. Е. Эвенбах, – уроженка Екатеринослава известная украинская художница, творчество которой приходится на период советского искусства. «Начальное образование Е. Эвенбах получила в гимназии Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Уже с самого детства ей очень хотелось быть художницей, но возможности учиться где-то еще, кроме гимназии, не было. Девочка училась рисовать самостоятельно, копировала картины из журналов и создавала живые, карикатурные сценки из жизни гимназисток и учителей. Эти рисунки раздражали начальство гимназии настолько, что Евгению даже как-то лишили из-за них награды, полагавшейся за успехи в учебе. Семья жила скромно. Денег на то, чтобы поехать учиться в Петербург, не было, поэтому продолжить образование Евгения Константиновна смогла лишь через несколько лет после окончания гимназии. Она приехала учиться в Санкт-Петербург. В Школу общества поощрения художеств, в класс к Николаю Рериху, картинами которого восхищалась. Под руководством Рериха занималась композицией, а в классе набросков, который вёл Аркадий Рылов, с увлечением рисовала птиц и зверей. К сожалению, денег на то, чтобы учиться и жить в столичном городе, у молодой художницы не было, и в 1911 году она вернулась домой» [3].

Летом 1911 и 1913 годов по предложению Д. И. Яворницкого, директора музея Екатеринослава, Евгения Эвенбах совершила две поездки по селам Екатеринославской губернии и сделала много копий различных предметов народного декоративного искусства. Эта работа ее очень увлекла. Она потом вспоминала, что в детстве первым сильным впечатлением от искусства были именно росписи в крестьянских хатах: разноцветные, фантастические звери, птицы, сказочные цветы и причудливые орнаменты, которые запомнились ей на всю жизнь. Художница собирала и копировала национальные орнаменты, рисовала быт, людей, открывая для себя и для мира удивительное искусство народных художников села Петриковка, которое известно на Украине как центр народной декоративной росписи. В 2012 г. Министерство культуры Украины определило Петриковскую роспись объектом нематериального культурного наследия Украины. Сейчас знаменитая техника росписи превратилась в бренд. В конце 2013 г. сделан логотип «Петриковка». Его бесплатно передали мастерам знаменитого села, чтобы они могли доказывать аутентичность своей продукции» [3; 5].

Собранную коллекцию материалов: орнаментов, рисунков, картин народных художников, Евгения Константиновна впоследствии отвезла в Петербург, организовав выставку в школе Общества поощрения художеств. Именно она «положила начало изучению и коллекционированию искусства украинских народных мастеров», в частности мастерицы Татьяны Пата [3].

Удивительным является то, что для мастеров народного творчества нехватка материалов и технических приспособлений не служила препятствием для выражения творческого замысла, так например, для прорисовки лепестков у цветов служили кисточки, сделанные вручную из кошачьего волоса, а также различные палочки (например, из веника) и веточки.

Красками служили натуральные красители, изготовленные из перца, свеклы, сока ягод шелковицы и вишни.

«Творческая биография Т. Паты началась с росписей, которые она выполняла еще в 1914 – 1915 гг. Свадебные сундуки и веялки, сделанные на продажу односельчанам, разрисовывала яичною темперой или масляными красками. Ее приглашали украшать комнаты и расписывать бумажные полотенца и ковры. Ее муж мастерил сундуки, а Татьяна своими красками придавала им красоту». Е. Эвенбах была удивлена творчеством Т. Паты и заинтересована ее работами. На предложение Евгении переехать в столицу, мастерица ответила отказом, не захотев оставлять родное село, из которого она черпала вдохновение для сюжетов своих работ [2, с. 42; 4; с. 73–74].

Несмотря на определенные трудности и неудобства в творческих экспедициях, Евгения Эвенбах самоотверженно работала над созданием копий, тем самым сделав огромный вклад в сохранение народного творчества Петриковской росписи. Так как орнаменты были недолговечны и делались хозяюшками всего лишь на один-два сезона до нового обновления художественного образа хаты, благодаря усилиям Е. Эвенбах они получили свое бессмертие, ныне являясь экспонатами музеев Днепропетровска и Санкт-Петербурга.

Таким образом, один из штрихов народного прикладного искусства, описанного выше, вливаясь во многообразную палитру украинской культуры, в целом формирует национальные декоративно-прикладные традиции, влияющие на современное художественное образование и способствует формированию новой парадигмы в развитии творческих способностей молодежи.

Список использованных источников:

1. Касьян Т. К.. «Организация обучения декоративно-прикладному искусству на Екатеринославщине во второй половине XIX – начале XX веков»: дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.01 «общая педагогика и история педагогики» / Касьян Татьяна Константиновна; Черкасский национальный педагогический ун-т им. Б. Хмельницкого. – Черкассы, 2016. – 315 с.

2. Кириченко М. А. Український народний декоративний розпис : навч. посіб. / М. А. Кириченко. – К. : Знання-Прес, 2006. – 228 с.

3. Матафонов В. С. Евгения Константиновна Эвенбах / В. С. Матафонов. – Л. : Художник РСФСР, 1988. – 88 с.

4. Петриківська чарівниця (до 130-річчя від дня народження Тетяни Пати, майстра українського народного декоративного розпису) // Календар знаменитих і пам’ятних дат. – 1994. – № 1 (I кв.). – К. : [б. в.], 1993. – С. 73–78.

5. Якубов А. Петриківський розпис мандрує світами / А. Якубов // Українська культура. – 2013. – № 11. – С. 65